«Транснефть» хочет увеличить тариф на прокачку нефти в Китай через ВСТО

Президент компании «Транснефть» Николай Токарев обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой рассмотреть возможность увеличения тарифа на прокачку экспортной нефти по системе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Компания просит установить инвестиционную надбавку в экспортном тарифе на нефть в размере 16,6%, поставляемую в порт Козьмино и Китай.

Еще в начале ноября Игорь Демин, советник президента «Транснефти», сообщил о предложении компании повысить тариф на прокачку нефти через ВСТО на 20%. Такое повышение в «Транснефти» обосновали тем, что при экспорте в восточном направлении нефтяные компании получают дополнительную прибыль по сравнению с экспортом в западном направлении. Позднее глава Минэнерго Александр Новак заявил агентству «Интефакс», что предложение «Транснефти» о включении в тариф на транспортировку нефти по ВСТО требует тщательного изучения.

Как пишет газета КоммерсантЪ «пока регуляторы рынка не готовы одобрить это предложение. Минэнерго думает, ФСТ заявляет, что в законодательстве нет механима, чтобы напрямую направлять тарифные сборы в бюджет».

Глава Минэнерго признал в беседе с корреспондентом «Интерфакса», что имеется «фактор премиальности» восточного направления по отношению к западному, на данный момент премия на восточном направлении составляет от 30 до 40 долл. за тонну. «С этим нужно определиться, что дальше делать, − отметил министр. − То есть в перспективе /…/, что делать: сохранять такую премиальность или уменьшать».

Трубопроводная монополия предлагает разделить дополнительные доходы от повышения тарифа ВСТО поровну между бюджетом и инвестициями в расширение мощности трубопровода. Бюджетная доля могла бы лечь в основу финансирования проектов развития Дальнего Востока, разрабатываемых в Минвостокразвития. При дополнительном доходе в $10 долларов с каждой тонны нефти и прокачке в год по ВСТО 50 млн тонн в год Минвостокразвития могло бы пополнять свой бюджет ежегодно более чем на 15 млрд рублей. Согласно нынешнему варианту федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года» в регион предполагается вложить 10 триллионов рублей, из которых доля федерального бюджета составит 3,8 трлн. руб.

«Транснефти» дополнительные финансы необходимы для увеличения мощности ВСТО, потребность в которой растет опережающими темпами по сравнению с ранее принятыми планами. «При нынешней мощности трубы от Тайшета до Сковородино («ВСТО-1) около 30 млн тонн в год к 2020 году нефтяные компании хотят перевозить 87,8 млн тонн в год, а к 2030 году − 91,7 млн тонн в год», сообщил Демин. "Нам нужно к 2020 году строить дополнительные НПС, переоборудовать действующие станции и производить другие работы суммарно на 172 миллиарда рублей. Потому что исходя из заявок нефтекомпаний прогнозный объем прокачки в 80 миллионов тонн в год, который мы ожидали в 2030 году, становится реальным уже в 2020", − заявил советник президента «Транснефти» агентству Прайм. По словам Демина, благодаря остающейся у нефтяников премии восточное направление все равно будет крайне привлекательным.

Нехватка мощности ВСТО уже вынудила «Роснефть» заключить соглашение с Казахстаном об экспорте по его системе нефтепроводов нефти в Китай. Сообщается о намерении госкомпании прокачивать в Китай через Казахстан 7 млн тонн нефти в год.

На ВСТО вследствие выгодности экспорта в восточном направлении стали претендовать российские нефтяные компании, ранее в не участвовавшие в заявках на использование трубы. Так, недавно квоту на экспорт по ВСТО впервые получил «Лукойл».