Из-за наводнения на Амуре внесены коррективы в Водный кодекс РФ

Катастрофическое наводнение на Амуре подтолкнуло законодателей к принятию поправок в Водный кодекс РФ. Вступивший в силу Федеральный закон включает ряд предложений WWF России, изложенных в позиции по наводнению 2013 года. Об этом ИГ «Другой город» сообщили в Амурском филиале организации.

 

1 ноября вступил в силу Федеральный закон (ФЗ № 282-ФЗ) о зонах затопления и подтопления, вносящий изменения в Водный и Градостроительный кодексы РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты.

 

«Поправки в Водный Кодекс - один из важных шагов для решения вопросов адаптации населения и хозяйства к климатическим изменениям. Важно, чтобы поправки не остались только строками закона, а вылились в конкретные действия,- комментируетЮрий Дарман, директор Амурского филиала WWF России, Заслуженный эколог РФ. – Еще в начале 2000-х годов Амурским филиалом WWF были даны рекомендации по использованию поймы Амура и его притоков. На практике совместно с Росводресурсами в Еврейской автономной области и в отдельных районах Амурской области были проведены проектные работы по зонированию и регламентации деятельности в пойме Амура. Уже можно было готовить нормативно-правовые акты, регламентирующие хозяйственное и селитебное использование поймы. Но все это оказалось ненужным, когда Водный кодекс, принятый в 2006 году, определил ширину водоохранной зоны с ограниченной хозяйственной деятельностью даже для такой крупнейшей реки, как Амур, всего 200 метров».

 

Отсутствие государственных запретов и человеческая самоуверенность привели к тому, что зоны возможного затопления стали интенсивно застраиваться. И только катастрофическое наводнение на Амуре, в результате которого сильно пострадали местное население и экономика Дальневосточного региона, подтолкнуло к внесению изменений в Водный и Градостроительный кодексы, которые могут помочь избежать масштабных бедствий в будущем.

 

Согласно новому закону в границах зон подтопления запрещается размещение новых населенных пунктов и объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий. Согласно закону, отображение зон затопления, подтопления в графических материалах градостроительной документации становится обязательным. Границы зон затопления, подтопления определят федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные правительством РФ, с участием органов местной власти.

 

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов. При этом должны быть оговорены условия оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. В пределах этих территорий запрещается размещение автозаправочных станций, складов горючих материалов, применение пестицидов и агрохимикатов и т. п. В границах водоохранных зон запрещается сброс сточных вод на площадь водосборов, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

 

В границах зон затопления и подтопления  запрещается использование сточных вод в сельскохозяйственных целях, размещение кладбищ, скотомогильников, захоронений радиоактивных отходов и т. п.

 

Водный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 67.1, посвященной предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по их предотвращению возлагаются на собственника водного объекта. Вступивший в силу закон включает ряд предложений, которые были изложены в позиции Всемирного фонда природы (WWF) по наводнению 2013 года.

Механизмом реализации новых поправок для Амурского бассейна должна стать Схема комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) бассейна реки Амур. С 1-го ноября начата процедура общественного обсуждения СКИОВО, в ходе которой все заинтересованные стороны смогут оценить документ и выразить свое отношение к нему.

 

«К сожалению, подготовленная РосНИИВХом Схема не содержит никаких материалов, на основе которых может быть регламентировано использование поймы, - комментирует Петр Осипов, координатор программ по Амуру WWF России. - Не сделана оценка противопаводковой емкости поймы, не предложены меры по поддержанию и увеличению этой емкости для распластывания паводка в многоводные годы. СКИОВО не предлагает изменить ПИВРы - Правила использования водных ресурсов Зейского и Бурейского водохранилищ. А значит, по ныне действующим Правилам водохранилища выполняют не противопаводковую, а энергетическую функцию, обеспечивая получение максимального количества электроэнергии. Схема подготовлена только для  российской части без учета влияния китайской части бассейна. Не учитывается влияние Сунгари – одного из крупнейших притоков Амура, что приводит к непредсказуемому развитию паводка. Данная Схема не предлагает ни одного метода для решения проблемы управления  трансграничным бассейном и предотвращения в будущем катастрофических наводнений. СКИОВО должно быть приведено в соответствие с вновь принятыми поправками в Водный кодекс РФ и другие законодательные акты».

 

Вновь принятые законодательные акты позволят избежать катастрофических ущербов от наводнений в будущем, если будут учтены в СКИОВО, потому что Схема должна содержать комплекс мероприятий, обеспечивающих выполнение норм законодательства.