Чтобы художник не был «голодным»

- У меня тут анкет уже – штук 30, - достает из стола пачку листов формата А4 Людмила Покачалова – художник и создатель «творческого инкубатора» для своих юных коллег. 

Пока мы разговариваем, она мазюкает кисточкой какой-то диковинный состав. Опробует новые техники. Объясняет, что это сейчас какая-то очень модная штука.

Цып-цып-цып!

Изначально центр «Ладъ», который возглавляет Людмила Покачалова, предполагал получить под этот проект президентский грант.

- То, что у нас выпускники худграфа, и смежных специальностей зачастую остаются невостребованными – это не новость. Отсюда и появилась идея создать подобный инкубатор – чтобы дать людям возможность на практике понять, как и чем они смогут зарабатывать себе на жизнь, не меняя специальность.

Получить грант не удалось. Однако от идеи Покачалова не отказалась.

- Мы решили все-таки осуществить его совместно с Фондом культуры. Фонд выделил нам деньги на стипендии, мы сняли помещение под мастерские, дали объявления о наборе студентов старших курсов и выпускников творческих специальностей – художников, дизайнеров, мастеров декоративно-прикладного направления.

Принцип работы инкубатора, который получил название «ЛадАрт», таков. Каждый «инкубаторский цыпленок» должен сделать три изделия. То есть, допустим, расписать-разрисовать стол, стул и комод. За это он получает стипендию – 10 тысяч рублей.

- Вот, Лариса. До того как прийти к нам она просто сидела дома, нигде не работала. Другие приходят, рассказывают, кем работают – продавцами, уборщицами, в лучшем случае – дизайнерами в рекламных агентствах. Для чего же наши вузы готовят художников, если по специальности их выпускники работать не могут – не умеют, да и негде?

Действительно, вряд ли кто из нынешних выпускников того же педовского худграфа зарабатывает на жизнь тем, чему его учили в вузе. Городские художественные салоны принимают на реализацию зачастую лишь работы членов союза художников, а художественные мастерские Хабаровска закреплены за «старой гвардией», видимо, пожизненно.

- Задача нашего инкубатора – научить ребят, в первую очередь, делать то, чем они смогут заработать. Чтобы они попробовали на практике делать вещи, за которые люди готовы платить деньги. И я вижу, как наши девчонки-художницы уже начинают действовать – мол, так, сейчас выложу фотки своих работ в интернет, начну работать на заказ… Главное – дать им возможность попрактиковаться и задать направление дальнейшей деятельности.

А надо ли это властям?

Шучу, что мастерская «ЛадАрт» похожа на морг – старый белый кафель на стенах, на полу рыжая мелкая плитка «родом из СССР».

- А нам нравится наше помещение, главное, что можно сколько угодно капать на пол краской!

За это помещение в 80 квадратов мастерская платит в месяц 30 тысяч рублей. Плюс стипендии художникам. Денег, которые выделил Фонд культуры, должно хватить до нового года.

- Главная наша проблема – аренда. Боюсь, в следующем году без дополнительной поддержки мы ее уже не потянем. Нет, ну можно было бы, конечно, заняться чистым бизнесом – то, что мы делаем, сегодня достаточно востребовано. Но изначальный-то смысл не в том, чтобы мастерская зарабатывала деньги! Смысл как раз в том, чтобы показать художником их возможности, дать толчок.

Заниматься чистым бизнесом Покачаловой неинтересно. Она уже много лет в некоммерческом секторе, ее общественная организация реализовала тьму проектов по обустройству Бычихи, причем большинство из них связано с ее любимыми «художествами».

- Мне интересно сделать такой социально-ориентированный проект. Чтобы в дальнейшем можно было бы сотрудничать с вузами, давать студентам и выпускниками возможность попрактиковаться  в будущей профессии, а не выпускать ребят «в никуда». А показав молодежи, что они могут зарабатывать своей специальностью здесь, в Хабаровске, что они будут востребованы, мы, тем самым, смогли бы удержать творческих людей от отъезда с Дальнего Востока, о чем сейчас очень много говорят «наверху».

То есть, если разобраться, главная задача «творческого инкубатора» - решить в Хабаровске проблему художника, который, согласно стереотипу, должен быть голодным.

- Наш центр и Фонд культуры готовы и дальше работать над этим проектом, вкладывая все средства и возможности, которые у нас есть. Но мы надеемся, что в поддержке нашей молодежи заинтересованы не только мы, но и власти нашего города и края. И, конечно, хотелось бы, чтобы они не остались в стороне и тоже вложили свою лепту в искоренение в нашем регионе стереотипа о том, что художник должен быть «голодным» просто по определению.

Статьи в рубрике