Капитан Врунгель такого бы не вынес*

Наташу я знаю больше шести лет, и она относится к тем девушкам, которых я образно называю «скалолазки». То есть, всякие там ни разу не девчачьи увлечения типа походов в тундру, сплавов по быстрым речкам и фрирайдинга на сноуборде – это у них, скалолазок, обычное дело. 

Но случай с Натальей оказался и вовсе запущенным (*смайлик) – дело дошло до парусного спорта!

Либо замуж, либо…

- Сначала я просто ездила на яхтенные гонки с друзьями. Они гонялись, а меня по знакомству сажали заполнять бумажки в судейской коллегии, поднимать флаги и т.д.

И вот однажды на матчевых* гонках в Комсомольске ей попался старый морской (или речной?) волк, в силу серьезного возраста списанный на берег.

- И пока все гонялись, он сидел рядом со мной и объяснял, что там к чему. Раньше я просто смотрела и не понимала – ну что там эти яхты все трутся носами? А теперь становилось ясно – здесь они должны столько-то простоять, там что-то обойти и т.д. Короче, стало более-менее понятно, а потому интересно.

Через некоторое время, уже на других соревнованиях, Наташу познакомили с Дарьей – капитаном женской команды из Владивостока.

- Ей сказали: вот тебе, пожалуйста, готовый член экипажа! И первое, что я узнала от нее – что как только новая девушка попадает в команду, она в течение года либо выходит замуж, либо беременеет. Ну, или то и другое одновременно. Ого! - подумала я.

Начинающих яхтсменок ставят, в основном, на бакштаги – объясняет Наталья.

- Что это такое? Ну, это… (тут идет объяснение, которого я все равно не поняла, а потому передать никак не могу). В общем, это самое простое, что может делать новичок.

Кстати, бакштаг, если верить интернету, бывает крутой и полный. Причем полный – круче крутого. 

- В первой гонке я чувствовала себя полной дурой. Девчонки между собой постоянно разговаривают, а мне ничего не понятно, какие-то странные слова – ужас! У меня ведь не было никакой теоретической подготовки, приходилось все запоминать уже в процессе.

У некоторых девушек из экипажа теоретическая подготовка, по словам Натальи, была.

- У кого-то курсы, а Даша вообще училась в ДВИМУ. Но больше всего меня тогда поразила девушка Аля. Я сидела и наблюдала за ней с изумлением. Она постоянно что-то делала, причем, ее никто ни о чем не просил, даже капитан: она все замечала сама, и тут же реагировала. Мне со стороны это казалось чем-то невероятным.

Сначала Наташа подменяла членов женского экипажа, которые по какой-то причине не могли участвовать в определенных гонках. А случалось такое нередко, учитывая, что гонки только во Владивостоке проходят в летнее время практически каждую неделю. Плюс, все те же матчевые гонки – то в Ванино, то в Комсомольске.

- Кому принадлежат яхты? Они могут быть чьими угодно – и личными, в том числе. Та, на которой гоняется наш экипаж – принадлежит ДВИМУ. Когда, допустим, приезжаем в Ванино – там свои яхты, команды берут их только на время гонки.

Про штаны

Для женской команды, надо сказать, существует множество преференций. Поэтому, несмотря на постоянный дефицит девушек, разбавлять экипаж мужчинами и переводить его в ранг «обычных» не выгодно.

- Во-первых, у нас отдельный зачет. Женских команд меньше, поэтому больше шансов выиграть. Во-вторых, нам разрешено брать шестерых человек в лодку (так между своими называют яхту) вместо пяти. Хотя, чтобы не терять ранга женской команды, мы иногда выходили с море и втроем.

Хотя шесть человек на борту – это, признается Наталья, многовато.

- Очень тесно – яхта же очень маленькая. В трюме вообще может находиться только один человек, все остальные всегда остаются наверху. Даже если гонка двухсуточная.

Признается, что главным неудобством было сходить в туалет. Хотя это ведь только так называется «в туалет».

- Конечно, никакого туалета на яхте нет. Есть корма. Цепляйся, свешивайся и пожалуйста. Я, кстати, в первый раз соскользнула в море одной ногой, промокла до колена. Но ничего, со временем привыкаешь.

Главное же удовольствие в гонке, несмотря на все визуальные и прочие кайфы, признается Наталья, - это все-таки поесть. Еду в гонках обычно не варят – берут что-то с собой, и разогревают на газовой плитке.

- Когда идет двухсуточная гонка, только-только рассвет, и ты – не ты, а сосулька в одежках, что может быть лучше запаренной кипятком картошечки? Ничего не может быть лучше! Ну, разве что, быть может, горяченький чаек...     

Кстати, об одежках. Это само собой разумеется, отдельная песня. Причем, не только для женской части.

- Первые настоящие штаны для гонок я купила себе в прошлом году – за 6 штук. До этого мне перепадало чье-нибудь старье – то штаны короткие, то рукава. Экипировка – это ведь очень важно. Причем, даже термобелье – сначала я надевала то, что для сноуборда, но мне потом объяснили, что оно не подходит. Потому что, одно дело – пресный снег, а совсем другое – соленая вода. И тут чем дороже твой «непромоканец», чем круче брэнд - тем лучше, это проверено. Причем, служит эта одежда всего-то года три. Ну, пять! Но это самая-самая крутая.

Глюки

- В прошлом году на КЗПВ* мы с девчонками втроем гонялись три гонки – две суточные и одну двухсуточную. Вот тогда у меня были настоящие глюки. Щас расскажу.

Девчонки очень сильно отстали от остальных экипажей. И попали, как выражается Наталья, в «кисляк».

- Ну, то есть, ветра не было совсем, кружимся на одном месте, хоть весла бери. А весла брать нельзя – запрещено. Ночь, ничего не видно, спать хочется дико, устали как бобики, замерзли вообще не знаю как… И мы уже стали думать: может, добраться до судейской лодки, да там и переночевать? Ну ее, эту гонку, все равно ведь отстали уже глобально, здоровье дороже!

Надо отметить, что по правилам, после первой пришедшей к финишу лодки, остальным экипажам дается два часа, чтобы завершить гонку. Кто не уложился – в зачет не попадает.

- Но когда мы кое-как добрались до судей, и они стали нам кричать, мол, мы вас уже потеряли – мы передумали сдаваться. Девчонки пошли спать, а я села за руль. И вот тут-то и начались глюки.

Наталья убеждена, что не спала, что это действительно были галлюцинации на фоне усталости и, в прямом смысле слова, отмороженности.

- Держу руль, не забывая, что от меня зависит жизнь экипажа, и вдруг вижу одну из лодок нашей гонки. И все парни там так одеты здорово, такие у них классные костюмы, причем у всех одинаковые, и вместо брюк – шорты. Они мне машут и кричат: правильным курсом идешь! Я в шоке: откуда они тут взялись? Ведь все далеко впереди нас! Трясу головой, снова смотрю – темень, и никакой лодки! Настоящий глюк!

 

В какой-то момент этой гонки девчонкам повезло – появился «нужный» ветер, и они, поев на рассвете той самой картошечки, догнали всех остальных.

- Утром мы прямо уперлись в цепь яхт, попавших в «кисляк». Но так получилось, что пока они стояли на месте, нас пронесло мимо них, и мы обогнали половину лодок. И в нашем яхтклубе потом несколько дней ходили разговоры: мол, вы слышали, Дашка «сделала» Гарика! А Гарик – это такой крутой яхтсмен.

Короче, получился такой дальневосточный вариант истории с яхтой «Бедой» капитана Врунгеля. Только без залпов шампанским. 

- Сейчас я, конечно, уже стала опытнее, - соглашается Наталья. - Хотя, допустим, до сих пор не особо умею обращаться с парусами. Да и вообще многого не знаю. Но в этом и весь кайф: для меня гонки - это до сих пор что-то из разряда нового и непознанного.

Когда Наталья пытается мне что-то объяснить про яхты, я чувствую себя разговаривающей с китайцем. Потому что еще куда ни шло выражения «заложить галс» или «откренка слабовата», но «закусило фал на спинакере» - это уже, согласитесь, совсем ни в какие ворота!

- Недавно две новые девочки в экипаже, понаблюдав за мной какое-то время, подошли и сказали: Наташа, ты для нас такой пример! Мол, ты все время что-то делаешь, всегда знаешь, что нужно исправить. И я сразу вспомнила, как сама пару лет назад пялилась на Алю…

Кстати, последнее время капитан Даша стала намекать Наталье на «дабл-хенд».

- Это когда гоняются экипажи всего из двух человек. Но я, если честно, как-то пока очкую…

Татьяна Владина

Фото Натальи Обедзинской,

Комментарии к фото – ее же)

*Как известно, капитана Врунгеля смущала на яхте даже женщина в виде скульптуры, спрятанной в футляре от контрабаса.

*Матчевые гонки — формат проведения соревнований, когда победитель определяется в результате серии матчей между парами участников. Проще говоря, когда победитель в группе участников выявляется по результату встреч каждый с каждым. Термин применяется, как правило, в отношении к парусным регатам.

*Кубок Залива Петра Великого (КЗПВ) — всероссийская парусная регата, проводящаяся с 1986 года на акватории залива Петра Великого (близ Владивостока). С 2002 года КЗПВ имеет статус чемпионата России в классе «Конрад-25». Соревнования, как правило, состоят из пяти гонок протяжённостью от 20 до 220 морских миль. Общая дистанция соревнований — около 500 морских миль.

Статьи в рубрике