Город невезения

Советская Гавань, в которой сегодня все никак не могут по-человечьи запустить ПОЭЗ (портовая особая экономическая зона), была невезучей с самого начала. 

Гигантские начинания начинались там ни раз, но никогда ничем приличным не заканчивались. Видать, и теперь не суждено ей стать российским Сан-Франциско. С днем рождения, Совгавань!

Сильно повымерли

Советская Гавань и близлежащие к ней поселки - Лососина, Заветы Ильича, Майский и Гатка (причем, черт ногу сломит, где начинается одно и заканчивается другое) - появились на свет благодаря заливу, который делится на кучу мелких заливчиков и бухточек. Открыл все это добро для России 23 мая 1853 года 22-летний поручик Бошняк.

Объявив коренным жителям залива – орочам, - что Россия пришла их защищать от всяких напастей, он на видном месте водрузил крест, на котором вырезал: «…Гавань Императора Николая открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года на туземной лодке со спутниками казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвастовым, амгинским крестьянином Иваном Моисеевым».

В конце июля 1853 года в гавань пришел на транспорте "Байкал" начальник Бошняка Невельской (кто не знает, кто такой Невельской - не мои проблемы), чтобы основать там первое русское поселение.

В рапорте от 30 августа 1853 года Невельской написал: «…по опасениям моим неминуемо могущего последовать предупреждения нас в занятии иностранцами превосходнейшей и единственной в этом крае гавани Императора Николая 1-го, я отправился в эту гавань, исследовал ее, 4 августа сего года занял ее и по просьбам жителей оставил там 11 человек с урядником, товары, 800 пудов продовольствия, одним словом все, что следует для самого скорого основания положительной оседлости и при мне начато уже там первое русское строение».

В общем, открыта гавань была в мае-июне (по старому-новому стилю), первое поселение, которое назвали военным постом Константиновским, основано в августе, а день города в Гавани празднуют в сентябре. Черт ногу сломит. Но, так или иначе, у города где-то на днях – юбилей, 160-летие. По коему поводу и написан сей исторический о труд о данном невезучем месте.
Невезенье началось почти сразу. И оно даже не в том, что в первую же зиму русские поселенцы сильно повымерли от цинги, а в том, что тут же началась Крымская война, приплыла англо-французская эскадра и пост сожгла до основания. Кстати, легенда о том, что в Совгавани долго стоял крест на могиле английского лейтенанта, погибшего при штурме поста, не соответствует действительности. Крест-то стоял, но лейтенант умер здесь гораздо позже.

Вот что было написано на кресте: "Ф.Э.Хэллорэн, лейтенант королевского флота, английский военный корабль "Клеопатра", 1882". Что делала "Клеопатра" в этих местах и отчего умер (погиб?) Хэллоран, науке неизвестно. Зато известно, что с тех пор, и до прихода к власти коммунистов, об Императорской гавани было, в общем-то не слышно. Когда коммунисты пришли к власти, по деревенькам и маякам в Гавани прошла, как и по всей стране, локальная войнушка. Сначала пришли красные, человек 10, постреляли богатых, потом пришли белые, человек 15, постреляли красных и бедных. И так несколько раз. В результате Гавань почти окончательно опустела.

Лучше рыбу солите!

А заново зашевелилась жизнь здесь при кровавом нашем тиране товарище Сталине, когда гавань была уже переименована из Императорской в Советскую.

23 мая 1936 года был создан Советский горком ВКП(б) с центром - поселок Советская Гавань. 23 апреля 1937 года в Совгавани состоялась первая городская конференция ВКП(б). То есть, Гавань не была в то время городом, а городская парторганизация уже была. Бардак, короче.
В октябре 1939 года в Гавани была сформирована Северная Тихоокеанская военная флотилия. На побережье залива и в его окрестностях начали строить укрепрайон. К 7 ноября 1940 года было построено первое в городе (поселке?) трёхэтажное каменное здание для работников судоремонтного завода № 1 (кстати, с лета 1937 года завод уже работал).
Для строительства, понагнали, само собой, зэков.

18 января 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего посёлка Советская Гавань Приморского края (а, вон откуда бардак! Совгавань в то время входила в Приморский край!) в город краевого подчинения».

В 1943-м, на переломе войны с Германией, и в преддверии войны с Японией, начинается невероятное по темпам сооружение железнодорожной ветки из Комсомольска в Советскую Гавань. Колею прокладывали наскоряк, повторяя рельеф местности, - почти без тоннелей, мостов и спрямляющих переходов. Весной 45-го дорога заработала.

Нет, все-таки угрозы расстрелов очень благотворно сказывались на наших строительных и железнодорожных боссах. Сейчас, к примеру, если пригрозить Якунину расстрелом, он за свой счет вторую колею БАМа построит года за полтора. Ну а че? Дачу продаст и построит! Ну, это мы так, отвлеклись.

Ну так вот: сразу после войны в Советской Гавани разворачивается сооружение гигантского судостроительного завода №372 для серийного выпуска линкоров и авианосцев, способных противостоять США. Уже пол-совгавани разворотили под доки и эллингов, но тут, в 53-м году, Сталин умер, и все забросили.

Правда, на следующий год, когда следующий наш вождь Хрущев приехал проездом из Китая в Совгавань, наши краевые вожди попытались достройку суперзавода пролоббировать.

Хрущев, как вспоминали очевидцы, спросил у адмирала Кузнецова, входившего в его свиту: "Вам нужны линкоры и авианосцы?". "Нет", - ответил адмирал (которого во всех учебниках истории представляют непонятым проклятой советской властью поборником линкоров авианосцев).

"Ну вот, - сказал Хрущев краевым вождям, - нашим адмиралам завод не нужен, и что мы с ним делать будем, когда достроим? Засолим и съедим?". Затем он провел совещание о недостатках в засолке рыбы на Дальнем Востоке, и уехал.

В общем, от суперзавода остались одни воспоминания и документы где-то в недрах совгаванских архивов.

ПОЭЗ им подавай!

Следующие тридцать лет Советская Гавань жила себе по-тихой, как все средние советский города - ни шатко, ни валко. Два судоремонтных заводика работало, рыбку ловили, лес валили - и на том спасибо, как говорится.

Но в 80-х Москва повторно принимает судьбноносное решение - строить в Совгавани судостроительный гигантский завод! В город пригнали только что сформированный "Дальспецстрой", с целью построить заодно на месте тридцатитысячного городка чуть не Сан-Франциско со 150-титысячным населением.

Но успели сваять только кучу жилых домов, аэропорт и чуть-чуть не достроили очистные сооружения. Потому что тут - бац - снова смена власти в Кремле, и снова - кранты заводику. А заодно обоим судоремонтным заводам и Совгаванской базе океанического рыболовства. И военных моряков со временем в заливе почти не осталось...

Один из заводиков, правда, долго шевелился. На нем даже пытались буровую платформу для американцев клепать. "Орлан" называлась, помните? Но так ее клепали, что у американцев волосы дыбом вставали. Везде. И угнали эту платформу они клепать в Корею.

И снова живет себе Гавань много лет, поживает, как все средние русские города, ни шатко ни валко - и тут - бац! Нет, не судостроительный гигант Москва на этот раз решает забабахать, а портовую особую экономическую зону. ПОЭЗ знаменитую. Но, хуле. Если уже не везет, то не везет.

В 2008-м году, если память не изменяет, ее решили забабахать, а нифига вообще не сделано с тех пор. Только горы бумажек исписаны. А как было красиво в задумке!

На совгаванском побережье - толпы инвесторов, привлеченных льготами! Все побережье - в терминалах, заводах и прочих ништяках! Импорт - прет! Экспорт - тоже! Сан-Франциско, короче.

А че же оно не получается никак, Сан-Франциско? Что мешает?

А вот то самое. Помимо геморроя с оформлением земли, развернуться всяческим инвестициям не дает элементарное отсутствие пропускной способности на железнодорожной ветке, той самой, однопутной, сданной в 45-м году. Так ее "совки" клятые в войну построили за два года, что российские государственники уже 10 лет в мирное время модернизируют, а домодернизировать никак не могут.

И вот придет, бывало, инвестор, постоит у заброшенного совгаванского городского вокзала, куда поезда вообще уже лет 15 не доходят, да и передумает инвестировать.

Бывает, правда, найдется хитрый инвестор, и все равно инвестировать захочет. И вот приходит он в правительство РФ с заявкой на инвестиции в ПОЭЗ, а ему - фигу. Хитренький какой, говорят ему в правительстве. Ты там в поэзе своей зарегистрируешься, и заявку подашь на перевозки. А мы с РЖД ее должны будем тебе удовлетворить, согласно твоим поэзовским льготам. И вот мы ее удовлетворим тебе, а провезти по ветке ты один хрен ничего не сможешь. Ни на импорт, ни на экспорт. Почему?

Да потому что ветка и так вся забита. Наглушняк. Ни туда, ни сюда. И вот не привезешь ты ничего себе, инвестор, и нам штрафные санкции выкатишь. И мы тебе их заплатим. А потом еще. И еще. И еще. А где мы столько денег наберем? Мы ж не наркотиками торгуем, мы ж правительство РФ! Так что иди-ка ты отсюда вместе со своей заявкой.

Интвестор разворачивается и уходит. И больше ни в Совгавани, ни в правительстве РФ не появляется. Обижается, стало быть.

Очень важное дополнение

Думается, только массовые расстрелы спасут эту страну. А заодно и Совгавань. Хотя, Совгавнь, возможно, не спасут даже они. Невезучее потому что место.

Статьи в рубрике